Поливальные машины довольно часто встречаются на дорогах Москвы независимо от погодных условий. Автомобилисты жалуются на то, что их не обогнать, и удивляются, зачем орошать уже политую дождем дорогу. Задача содержания объектов дорожного хозяйства (ОДХ) заключается в обеспечении нормативного уровня эксплуатационного состояния магистралей, улиц и проездов города посредством удаления загрязнений, ухудшающих, с одной стороны, их эстетический вид, а с другой – являющихся источником повышенной запыленности воздуха. Согласно нормативам качества содержания ОДХ, проезжая часть должна быть очищена от загрязнений и не вызывать пыления.
Основными операциями содержания являются: мойка и полив проезжей части, подметание прилотковой зоны, уборка тротуаров.
Мойка дорог во время дождя позволяет достичь более эффективного результата при удалении с проезжей части мелкодисперсных загрязнений и грунтовых наносов. То есть при мытье дорог работает тот же принцип, что и, к примеру, при стирке – предварительное замачивание позволяет хозяйкам справляться даже с самыми сильными загрязнениями.
В соответствии с Положением о порядке организации работ по содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы, мойка проезжей части производится в ночное время с 23.00 до 7.00.
Согласно регламенту, для устранения загрязнений в дневное время проводится патрульная мойка проезжей части. В жаркие периоды лета при температурах плюс 25 градусов и выше осуществляется полив проезжей части. Кстати, в жаркую погоду усиленный полив проезжей части позволяет охлаждать дорожную поверхность, которая под длительным воздействием прямых солнечных лучей и при большой транспортной нагрузке более подвержена пластической деформации. Таким образом, для того, чтобы улучшить санитарное состояние улично-дорожной сети города, дорожные службы, по указаниям комплекса городского хозяйства Москвы, в жаркие дни проводят мойку проезжей части дорог в цикличном режиме – каждые два часа. При этом контроль выполнения дорожными службами технологических операций по содержанию улично-дорожной сети столицы осуществляется при помощи автоматизированной системы, использующей сигналы ГЛОНАСС.
Если говорить о технологическом процессе, в результате мойки мусор от осевой линии дорожного полотна сбивается в прилотковую зону, после чего осуществляется уборка лотковой зоны. Для уборки улично-дорожной сети применяются подметально-уборочные машины, в том числе вакуумные, с подключенными системами увлажнения по уборке осевых, разделительных линий и лотковой части дорог и магистралей.