В связи с изменением законодательства, а также имеющимися в судебной практике вопросами Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2022 года принято Постановление № 41 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Изменения коснулись подсудности дел указанной категории, которые теперь могут быть рассмотрены не только по месту жительства или пребывания лица, но и по месту его фактического нахождения. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.
Постановлением устанавливается, что не может быть отказано в принятии административного иска об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, если в суд обращается исправительное учреждение, в котором указанное лицо отбывает наказание.
Административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории России на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении них решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
исправительного учреждения теперь и следственный изолятор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора за осужденным, в отношении которого он исполняет функции исправительного учреждения.
Кроме того, Верховный Суд конкретизировал порядок принятия судом административного иска по делам данной категории, а также уточнил, что административное дело об административном надзоре может рассматриваться в течение двадцати дней со дня поступления в суд административного иска, а не десяти, как было установлено ранее.
Новая редакция разъяснений устанавливает необходимость соразмерности устанавливаемых поднадзорному ограничений с его правом на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Изменен подход к установлению надзора при отсутствии в приговоре указания на вид рецидива: если раньше Верховный Суд считал, что в таких случаях суд не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства, то согласно внесенным изменениям вид рецидива суд вправе установить самостоятельно, исходя из содержания приговора.