Сотрудник Московского авиацентра рассказал, как применяет опыт военного летчика в авиации экстренного реагирования

Заместитель директора Московского авиационного центра Николай Рачицкий много лет посвятил службе в военной авиации, сегодня он использует полученный опыт при ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает выполнение полетов и делится знаниями с коллегами.

Вся жизнь Николая Евгеньевича связана с авиацией. Еще в детстве он интересовался техникой и после школы поступил в Саратовское военное авиационное училище, где освоил три типа вертолётов.

«Мне повезло, — рассказывает Николай Рачицкий, — я проходил обучение в самый бум развития вертолётов и армейской авиации. Модификации и новые типы воздушных судов поступали в воинские части регулярно. В училище я отработал 235 часов пилотирования, включая более 100 часов самостоятельных полётов».

После завершения обучения в 1977 году молодого пилота направили на Дальний Восток, где он прослужил 10 лет, а затем была опасная и незабываемая служба в Афганистане.

«За год наш экипаж совершил около 500 боевых вылетов. В основном выполняли задачи по поддержке сухопутных и десантных войск, перевозке грузов, эвакуации раненых, а также организации поисково-спасательного обеспечения», — вспоминает Николай Рачицкий.

Во время одной из операций Николай Евгеньевич с напарником полетели на эвакуацию сбитого летчика, но их вертолёт попал под обстрел и получил около 10 пулевых пробоин. С пробитыми топливными баками, отсеками двигателя и лопастью летчики спасли пилота и добрались до аэродрома. В ходе боевых вылетов Николай с благодарностью вспоминал лётное училище, полученные знания и опыт, которые помогали грамотно действовать в критических ситуациях.

«В Панджшерском ущелье я мог погибнуть, — рассказал Николай. — Мы заходили на посадку, площадка располагалась у вершины горы высотой около 3000 метров, вертолёт был сильно загружен. В то время я не имел опыта посадки высоко в горах, поэтому рано снизил скорость, и вертолёт начал садиться с падением оборотов винта. Посадочная площадка оказалась выше нас. Как выводить воздушное судно из такой ситуации обучают только на сложных и редких тренажёрах, на которых я еще тогда не работал. Мы начали падать, под нами — склон горы, а позади — пропасть над рекой Панджшер. Скорость падения увеличивалась, в голове мелькали мысли: что делать, как спасти людей и воздушное судно? Выручили знания, которые мы приобрели в училище. Я развернул вертолёт на 180 градусов и заскользил вниз, колеса задевали склон, обороты винта восстановились, машина вылетела, и мы благополучно завершили воздушный манёвр».

После Афганистана Николай участвовал в миротворческих миссиях в Анголе, Сьерра-Леоне, выполнял задачи в Таджикистане и Чеченской республике. В 2003 году пилот завершил военную службу, а в 2005 начал работать в Московском авиационном центре.

При активном участие Николая Евгеньевича в ГКУ «МАЦ» действует система организации авиационной деятельности, строго соблюдаются требования воздушного законодательства.

«Когда я пришёл в Московский авиационный центр, мы разрабатывали документы для выполнения различных типов авиационных работ на новой технике, обучали пилотов и технический персонал. В то время мне приходилось часто использовать опыт, полученный в военной авиации», — отметил лётчик.

Под руководством Рачицкого осуществляется сертификация и лицензирование воздушных перевозок, обслуживание и ремонт вертолётов, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Он участвует в модернизации системы горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения и разработке других авиационно-спасательных технологий, применяемых в плотной городской застройке.

Николай Рачицкий многократно привлекался для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: природные пожары 2010 года, крупные пожары в ММДЦ «Москва-Сити» и в торгово-промышленном здании в Северном Медведкове.



Новости СМИ2