Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке — история одной семьи и ее быта как достояние мира.
Экскурсии здесь проводят каждый день, но для маленьких групп. Так завещал сын архитектора художник Виктор Мельников, проживший здесь всю жизнь. Большое количество людей нарушает атмосферу дома.
Приглашение в гости — Мы хотели, чтобы люди, приходящие сюда, чувствовали себя гостями, — говорит директор дома Павел Кузнецов. — Дом наполнен маленькими вещами, множеством предметов. Самое ценное здесь — чертежи Мельникова.
Дом «помнит» своего хозяина, будто тот только что вышел за хлебом. Заходишь — надеваешь тапочки.
Все осталось на своих местах: половники, тарелки, бидоны, даже висящие на гвоздике ножницы. Сохранившийся шик — наряды жены Мельникова Анны Гавриловны. Архитектор работал над проектом во Франции и взял с собой семью — оттуда и наряды.
Решил случай Константин Степанович родился в Москве в 1890 году в простой семье. Наверное, мир никогда не услышал бы об архитекторе Мельникове, если бы не случайное знакомство его родителей с молочницей Авдотьей, которая была вхожа в дом инженера Владимира Чаплина.
И снова везение — Чаплин разглядел в мальчике талант, помог держать экзамены в Московском училище ваяния и зодчества. После учебы Мельникова приглашают в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета. Но времена для творческих людей были сложными. В сентябре 1919-го Константина Степановича вместе с женой арестовали и отпустили только через несколько месяцев.
Возможно, это событие и повлияло на архитектора. Он отходит от традиционного стиля и начинает создавать свой. Его работы получают мировое признание, в зарубежной прессе его называют «великим». Поначалу идеи Мельникова и в СССР были восприняты на ура. Ему поручают сделать павильон на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, за этим следуют и другие заказы: Гараж Госплана, Дом культуры им. Русакова...
Но нашлись и критики, которые добились по сути отлучения архитектора от профессии. Последнее здание, созданное по проекту Мельникова, построено в 1936 году, а умер он в 1974-м...
Еще и инженер Дом в Кривоарбатском переулке помнит и взлеты, и падения своего создателя. Мельников построил его в 1929 году для себя и своей семьи. Дом дышит, как живой, умный организм.
— Он не только гениальный архитектор, но и талантливый инженер, — говорит Павел Кузнецов. — Дом хитро отапливается — по системе римских терм.
С двух сторон от главного входа находятся пилоны — вентиляционные колонны. Решетки внизу забирают холодный воздух, который нагревает в подвале калорифер (его спроектировал сам архитектор, причем чертеж выполнил в аршинах и вершках). Теплый воздух по системе каналов поднимается вверх и растекается по дому. В комнатах нет батарей! А туалет до сих пор в рабочем состоянии.
Совершенство в простоте чувствуется везде — например, через небольшие отверстия в стене на первом этаже можно общаться с мастерской на третьем — не поднимаясь наверх.
Это «воздушный телефон» — система связи для семьи внутри дома.
— Дом очень сильно воздействует на человека, — признается Павел Кузнецов. — В том числе и на меня.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений Бабенко, глава муниципального округа Арбат:
- Арбат — один из самых аристократических районов Москвы, где исторически селились известные дворянские фамилии, творческие люди. Район особняков, доходных и жилых домов, выполненных по проектам лучших архитекторов мира. И мы должныприлагать все усилия для сохранения его уникального облика. Так, мыучаствовали в разработке и согласовании проекта реконструкции дома № 43 по улице Арбат, недалеко от Театра Вахтангова. Сейчас отстаиваем в суде чердак дома № 13/21 на Смоленской площади, знаменитый Дом Жолтовского, где незаконно поселились люди. Добились сноса незаконной надстройки в доме № 17 по Большой Молчановке. Надо сохранять наше наследие.