Роспотребнадзор просит граждан быть внимательнее при получении услуг, предоставляемых в салонах красоты.
В адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Центральном административном округе г. Москвы поступают многочисленные обращения граждан, связанные с приобретением косметики в салонах красоты.
Суть обращений такова. Поддавшись на многочисленные телефонные приглашения принять бесплатную косметическую процедуру, граждане приходят в салон. На входе у потребителя требуют паспорт. Во время проведения процедуры потребителя уговаривают стать клиентом салона либо приобрести комплект косметики. И то, и другое стоит недешево. На возражение (таких денег нет), предлагают расплачиваться в рассрочку.
Отказы подписать бумаги нивелируются заманчивыми предложениями, например: только сегодня и только у нас для вас скидка 30%. Как правило, потребителю не хочется смотреть подписываемые бумаги и сопротивляться уговорам. В итоге, поверив на слово, вместо договора с оплатой в рассрочку потребитель подписывает договор купли-продажи и кредитный договор. Позже, прочитав, что подписал, человек осознает, что ему вместо одних условий подсунули другие, и начинает всячески пытаться вернуть товар и расторгнуть договор купли-продажи. А в случае отказа продавца удовлетворить эти требования, обращается во все возможные органы и инстанции.
В этой связи считает необходимым напомнить гражданам-потребителям, что:
- Гражданский кодекс РФ (ПС РФ) устанавливает основания недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), в том числе ее части (ст. 180 ГК РФ), а также определяет порядок применения последствий недействительности ничтожной сделки (ст.ст. 166 -168 ГК РФ). Однако разрешение соответствующих гражданских споров является компетенцией исключительно судебных органов.
- Органы Роспотребнадзоране уполномоченырассматриватьимущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект (в данном случае косметический салон либо банк) совершать какие-либо действия, вытекающие из договорных отношений (расторгнуть договор, вернуть денежные средства), - указанными полномочиями наделены толькосуды.
- Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. Пост. Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55), парфюмерно-косметические товары надлежащего качества не подлежат обмену или возврату .
В каком же случае обращения потребителей к специалистам Роспотребнадзора по описанным выше случаям может быть «по адресу»?
Если в процессе пользования услугами салона и при подписании навязанного потребителю кредитного договора имели место нарушения прав потребителя,
ответственность за которые установлена следующими нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях:
- нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, исполнителе их режиме работы (ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ);
- включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч.2.ст. 14.8 КоАП РФ);
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ);
- нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований техническихрегламентов (ст. 43 КоАП РФ).
При этом необходимо учитывать, что привлечение продавца (исполнителя) к административной ответственности не урегулирует возникший спор относительно исполнителя обязательств по договору.
Наш совет потребителям, желающим тестировать, заказать или приобрести косметическую продукцию:
- Старайтесь получить максимальную и достоверную информацию о
юридическом лице (предпринимателе), с которым вы вступаете в договорные отношения.
- Сделка по приобретению косметической продукции заказкосметологических услуг скрепляется договором оказания услуг или купли-продажи. Если же вместо них вам предлагают заключить кредитный договор,имейте в виду: в данном случае у салона не возникает перед вами обязательств - вывступаете во взаимоотношения с банком, а все, что в устной форме вам в процессепосещения салона было сказано (рассрочка, презент), не будет иметь никакогозначения в процессе дальнейшего развития событий.
- Никому, кроме уполномоченных лиц, не давайте в руки документыудостоверяющие личность. Помните, что паспорт это документ, на основаниикоторого без вашего согласия вас очень просто можно сделать должником,оформив по нему кредит.
- ^ Никогда не подписывайте договор и другие бумаги, не прочитав их. при этом обращайте особое внимание на абзацы, напечатанные мелким шрифтом.
- Пригласите с собой на сделку более опытных близких или друзей,которым вы доверяете и советы которых вам могут помочь в процессе общения ссотрудниками косметических салонов.
При оформлении кредита вам закон дает время обдумать сделку. Помните об этом и не спешите ставить свою подпись.
Не совершайте дорогих и необдуманных покупок наспех, будьте внимательны!