Среди общественности широко распространено мнение о том, что несовершеннолетние, совершившие административное правонарушение и общественно опасное деяние до достижения возраста административной и уголовной ответственности соответственно, не претерпевают каких-либо негативных последствий ввиду невозможности применения к ним наказания. Указанная позиция ошибочна.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние, совершившие административное правонарушение до достижения возраста ответственности могут быть помещены в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП), а совершившие общественно опасное деяние кроме того и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее – СУВЗТ).
Минимальный возраст, с которого возможно помещение несовершеннолетних в указанные учреждения законодательно не установлен, вместе с тем как показывает сложившаяся судебная практика для ЦВСНП он равен 8 годам, СУВЗТ – 11 лет.
При этом необходимо отметить, что хотя пребывание несовершеннолетних в указанных учреждениях сопряжено с ограничением свободы, основная задача заключатся не в изоляции их от общества, а в изъятии из среды негативно влияющей на их поведение, провоцирующей к совершению противоправных деяний, с целью наиболее эффективной профилактики противоправного поведения.
Таким образом, не достижение возраста административной и уголовной ответственности не исключает возможности применения государством в лице его уполномоченных органов мер принудительного характера к несовершеннолетним правонарушителям, основная задача которых состоит в исправлении их поведения, формированию законопослушного поведения.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции И.Ю. Яновская